Методическая разработка

Пояснительная записка

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие» разрабатывалась с учетом основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 559 и  методических рекомендаций: Н. Михайленко, Н. Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду», «Как играть с ребёнком», «Игра с правилами».

Актуальность данной игры обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников.

Цель игры: создать условия игрового освоения дошкольниками представлений о том, что такое космос, о планетах Солнечной системы, о профессиях, связанных с космосом, способствующих воспитанию уважения к людям, которые раскрывают загадки Вселенной.

Задачи:

Образовательные: пополнить представления детей о Земле, о планетах Солнечной системы, о том, что такое космос, обогатить и расширить словарный запас детей, представления о путешествии и профессиях, которые связаны с ними, побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о космосе, использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.

Развивающие: продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре, развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей, закреплять умения усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Воспитательные: развивать у детей восприятие красоты, гармонии дружеских отношений, творческое воображение в играх-придумках, воспитывать желание играть в коллективе сверстников, воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело, закреплять умение вести диалогическую речь в игре.

Предполагаемые результаты:

Участники игры: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Содержание игры

Подготовительная часть игры:

- оформление помещения группы на тему «Космос»;

- НОД «Кто такие космонавты?», «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?», «Первый космонавт»;

- рассматривание книг, атласов, энциклопедий (раздел космос), альбомов о космосе, космонавтах, планетах («Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»), рассматривание пейзажа И. Левитана «Лунная ночь»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);

- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;

- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?»;

- ознакомление с художественной литературой:

 

Ход игры

Куст ролей

 

Линия развития сюжета:

- строительство космического корабля (из строительного материала);

- выбор командира космического экипажа;

- физическая подготовка космонавтов для преодоления невесомости;

- снаряжение отряда космонавтов, медицинский осмотр;

- запуск ракеты;

- выход в космос, работа на орбите;

- встреча с инопланетянами;

- медики осматривают инопланетян;

- выход в «прямой эфир» с Землей;

- ЧП на корабле;

- болезнь одного космонавта, его лечение;

- высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных);

- приземление (радостная встреча космонавтов (концерт, медицинский осмотр);

- конференция с космонавтами;

- собрание комиссии по космическим полётам в «центре космонавтики (выбор задания для космонавтов: сделать зарисовки планет Солнечной системы, назвать соседей планеты Земля, расставить планеты по увеличению или уменьшению размеров).

 

 

  1. Строительство ракеты

 

  1. Выбор командира

 

 

  1. Тренировка космонавтов

 

 

  1. Сдача экзамена на готовность к полету

 

 

  1. Осмотр врача

 

 

  1. Сбор вещей в полет

 

 

  1. Космонавтов провожают родственники

 

 

  1. Запуск ракеты

 

  1. Связь космонавтов с землей

 

  1.  Выход на орбиту

 

 

  1.  Встреча с инопланетянами

 

  1.  Запись космических наблюдений

 

  1.  Болезнь космонавта

 

 

  1.  Сбор космических объектов

 

  1.  Связь с центром управления полетами

 

  1.  Возвращение домой

 

  1.  Концерт для космонавтов

 

  1.  Общение с корреспондентами и родителями

 

 

 

 

 Сюжеты: полёт в космос

Атрибуты: рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках, фотоаппарат, аптечка, книги,техническая аппаратура (рации, компьютеры), космическая еда в тюбиках и пакетиках, карта звёздного неба муляжи планет, крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты.

Игровые действия: смотрит карту звёздного неба, наблюдает за приборами, ведёт наблюдение за планетами в иллюминатор ракеты. Экипаж покидает корабль и выходит в открытый космос, обследуют планету.

Речевые обороты:

Приготовиться к полёту…

Все готовы к полёту…

Подняться на предстартовую площадку

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Объявляется минутная готовность – начинается обратный отсчёт…

Корабль вышел на орбиту…

Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.

Чтобы веселее был наш путь, вспомним любимые песни.

Сопутствующие сюжеты:

Станция технического обслуживания (может быть перед полетом и во время полета)

Роли: механик, автозаправщик.

Атрибуты: комбинезон, перчатки, набор инструментов для ремонта ракеты, вывеска.

Игровые действия: включает автозаправку, производит ремонтные работы, проверяет состояние ракеты перед и во время полета.

Речевые обороты:

Вам необходимо заменить масло…

Ракета в порядке, можете отправляться в полёт…

Не забудьте заправить ракету космическим топливом - я включу автомат.

Медицинский пункт:

Роли: врач, медсестра.

Атрибуты: белый халат, шапочка, фонендоскоп, таблица для проверки зрения (таблицы Сивцева).

Игровые действия: обследует экипаж, проверяет зрение, медсестра выписывает разрешение на полёт.

Речевые обороты:

Как ваше здоровье…

Как вы себя чувствуете…

Здоровье должно быть отличным, так как вас ждут большие перегрузки и невесомость.

Игровые действия к каждой роли:

- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;

- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на межгалактическом языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

- медицинский персонал – проводят медицинское обследование команды корабля и инопланетян;

- родные и друзья – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах;

- бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления, полётом и стыковкой;

-диспетчер – принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

 

Завершение игры:

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, выдвижение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Дальнейшее продолжение игры: развитие сюжета, проигрывание сюжета в воображении увеличивается по сравнению с реальными игровыми действиями.

Аннотация

В данной разработке рассмотрены вопросы организации сюжетно-ролевой игры с детьми 5-6 летнего возраста, позволяющей обеспечить реализацию условий для развития игровой деятельности дошкольников. Авторы учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, психологические новообразования данного возрастного периода, а также принципы и требования ФГОС ДО. Данная игра направлена на освоение дошкольниками представлений о космосе, развитие у детей связной речи, любознательности, воображения, соблюдение элементарных общепринятых норм поведения, развитие способности договариваться, учитывая интересы и чувства других, способности сотрудничать, проявление умения слышать других и стремление быть понятыми другими. Игра способствует проявлению инициативы и самостоятельности в играх и общении, формирование уверенности в себе, способности выбирать себе роль в игре, появлению ответственности за выбранную роль.

Связь игры с другими видами деятельности:

Коммуникативная деятельность - общение и взаимодействие со сверстниками и воспитателем в процессе игровых действий.

Конструктивная деятельность – строительство ракеты.

Изобразительная деятельность -  аппликация, лепка, рисование  инопланетян, ракеты, космического пространства, космонавтов и др.

Двигательная деятельность в процессе выполнения игровых действий.

Сведения об авторе: Пермякова Жанна Петровна, воспитатели Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 559, первой квалификационной категории, 212-55-48

 Используемая литература:

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-синтез, 2016
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М: Гном и Д, 2000
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994
  5. От рождения до школы.  Образовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, – М., Мозаика-синтез, 2017
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)

Объявления

Спортивный праздник " Мама,папа,я - спортивная семья"

22.01.2020 г. в нашем саду прошёл ежегодный спортивный праздник "Мама,папа,я - спортивная семья". Ребята вместе с родителями катались на бубликах,лыжах, скакали на лошадках, разгадывали загадки и радовались и получали огромное удовольствие от зимних забав. Наградили участников медалями и грамотами и памятными подарками.

Спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья"

13.12.2018г в нашем детском саду прошел спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья!". В спортивном празднике принимал участие весь детский сад- от каждой группы участвовала одна семья. Две команды "Веселые ребята" и "Забиваки" соревновались между собой в беге на лыжах, в мешках, метании и др. И показали что они самые ловкие, смелые, быстрые и меткие! Было очень весело и задорно!

Футбольный поединок

5 апреля состоялся футбольный поединок среди подготовительных к школе групп. Принимали участие команды "Молния" и "Огонь". Победила команда "Огонь" со счетом 2:4! (Это ребята из нашей группы). Ура победителям!

Турнир по шашкам.

11 апреля в нашем детском саду прошел турнир по шашкам среди детей подготовительных к школе групп №5, №3, №7. Из каждой группы приняли участие по 4 воспитанника. Победителем турнира стал воспитанник из нашей группы №3 Сузаев Егор! Третье место занял тоже наш воспитанник Ползунов Артем! Молодцы ребята! Поздравляем вас!

Конкурс книжек-малышек "Инженером стать хочу - пусть меня научат!"

В конкурсе приняли участие 2 ребят из нашей группы.  Все участники получили грамоты и благодарности ДОУ. 

Конкурс рисунков "Автомобиль мечты"

В конкурсе приняли участие 4 ребят из нашей группы. Всем участникам были вручены призы. Поздравляем!

http://dreamca.toyota.ru/

Неделя Безопасности (19.03-23.03.18г)

В нашем детском саду прошла Неделя Безопасности. К проблеме мы постарались подойти с разных сторон. Проводились ежедневные беседы с детьми: "Правила поведения на улице, на дороге", "Правила поведения на природе", "Пожарная безопасность", Правила Дорожного Движения", о правильном поведении в опасностях, подстерегающих людей в весенний период. Зная, как дети любят мультфильмы был организован просмотр мультфильмов в соответствии с тематикой. Мы с детьми нарисовали "Запрещающие знаки", сделали коллективную работу"На дороге". И конечно не забыли про родителей. Мы приготовили родителям памятки "Острожно сосульки!"

Новости